Протокол

заседания бассейнового совета

Верхнеобского бассейнового округа


29 ноября 2018 года город Новосибирск

Председатель бассейнового совета

1. Борисенко Василий Иванович

Руководитель Верхне-Обского БВУ

Члены бассейнового совета

от Федерального агентства водных ресурсов

2. Титова Ирина Владимировна

Заместитель руководителя – начальник отдела водных ресурсов по Республике Алтай Верхне-Обского БВУ

3. Кормаков Владимир Иванович

Заместитель руководителя – начальник отдела водных ресурсов по Алтайскому краю Верхне-Обского БВУ

4. Мершина Галина Ивановна

Заместитель руководителя – начальник отдела водных ресурсов по Томской области Верхне-Обского БВУ

5. Козионова Елена Викторовна

Заместитель руководителя – начальник отдела водных ресурсов по Кемеровской области Верхне-Обского БВУ

6. Мальцев Владимир Степанович

Начальник отдела водного хозяйства Верхне-Обского БВУ

7. Лаврикова Оксана Сергеевна

Начальник отдела регулирования водопользования Верхне-Обского БВУ

от Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

8. Григорьев Валерий Дмитриевич

Начальник Западно-Сибирского межрегионального территориального управления Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (ФГБУ «Западно-Сибирское УГМС»)

от Федерального агентства по лесному хозяйству

9. Федорович Эдуард Эдуардович

Начальник отдела государственной экспертизы департамента лесного хозяйства Новосибирской области

от Министерства энергетики Российской Федерации

10. Полтаранин Святослав Иванович

Директор филиала ОАО «РусГидро» - Новосибирская ГЭС

Представители органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления

11. Марченко Юрий Юрьевич

Заместитель министра - начальник Управления природных ресурсов и особо охраняемых территорий Министерства природных ресурсов и экологии Новосибирской области

12. Мунатов Евгений Александрович

Заместитель министра Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай

13. Кривов Максим Александрович

Заместитель начальника Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области - председатель комитета эколого-экономической экспертизы

Представители водопользователей

14. Аносова Надежда Викторовна

Начальник отдела по природопользованию и экологии ООО «Томскводоканал»

15. Багаев Юрий Георгиевич

Главный инженер МУП «Горводоканал» г. Новосибирска

16. Глистин Михаил Владимирович

Генеральный директор ООО «Запсибгипроводхоз»

17. Тихонова Татьяна Евгеньева

Генеральный директор ЗАО «Водоканал» г.Новокузнецка

18. Жоров Виктор Алексеевич

Главный инженер ООО «Центр инженерных технологий»

19. Шулепова Елена Владимировна

Президент Фонда защиты природы и окружающей среды «Зелёный стандарт»

20. Домрачев Валерий Геннадьевич

Председатель правления Новосибирского регионального отделения «Российская экологическая независимая экспертиза»

21. Малыхин Сергей Иванович

Редактор газеты «Природа Алтая», председатель правления Алтайского краевого движения «Начни с дома своего»


Приглашенные


22. Ткаченко Олег Владимирович

Начальник отдела водных ресурсов управления природных ресурсов и нормирования Главного Управления природных ресурсов и экологии Алтайского края

23. Клименко Виталий Александрович

Начальник отдела регионального государственного экологического надзора Минприроды Алтайского края

24. Манохин Евгений Геннадьевич

Начальник отдела водохозяйственной деятельности Управления природных ресурсов и особо охраняемых территорий Министерства природных ресурсов и экологии Новосибирской области

25. Строков Михаил Юрьевич

Директор ФГУ «ВерхнеОбьрегионводхоз»

26. Иванов Константин Евгеньевич

Заместитель начальника производственно-технического отдела

ФГУ «ВерхнеОбьрегионводхоз»

27. Коновалова Татьяна Владимировна

Начальник отдела надзора за водными ресурсами Управления Росприроднадзора по СФО

28. Мешков Павел Анатольевич

Первый заместитель руководителя – главный инженер ФБУ «Администрация Обского БВП»

29. Вострухин Евгений Валентинович

Начальник отдела согласования, организации рыболовства и воспроизводства водных биоресурсов Верхнеобского ТУ Росрыболовства

30. Кемерова Ирина Викторовна

Начальник юридического отдела Верхнеобского ТУ Росрыболовства

31. Зиновьев Александр Тимофеевич

Заведующий лабораторией гидрологии и геоинформатики ИВЭП СО РАН

32. Жерелина Ирина Владимировна

Начальник отдела водохозяйственного проектирования ООО «Центр инженерных технологий»


ПОВЕСТКА

заседания бассейнового совета Верхнеобского бассейнового округа


1.

Регистрация участников заседания.

12:00 – 13:00

2.

Открытие заседания, выполнение решений заседания бассейнового совета от 31 мая 2018 года.

Докладчик – Кормаков Владимир Иванович – заместитель руководителя - начальник отдела водных ресурсов по Алтайскому краю Верхне-Обского БВУ

13:00 – 13:05

3.

Водоохранная и водохозяйственная деятельность 2018 года в зоне ответственности Верхне-Обского БВУ.

Докладчики:

1) Мунатов Евгений Александрович – заместитель министра природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай;

2) Клименко Виталий Александрович – начальник отдела регионального государственного экологического надзора Минприроды Алтайского края;

3) Марченко Юрий Юрьевич – заместитель министра - начальник Управления природных ресурсов и особо охраняемых территорий Министерства природных ресурсов и экологии Новосибирской области;

4) Козионова Елена Викторовна – заместитель руководителя – начальник отдела водных ресурсов по Кемеровской области;

5) Кривов Максим Александрович – заместитель начальника Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области;

6) Иванов Константин Евгеньевич – заместитель начальника производственно-технического отдела ФГУ «ВерхнеОбьрегионводхоз»

13:05 – 14:05

4.

Проблемы эксплуатации Новосибирского водохранилища и пути их решения.

Докладчик: Иванов Константин Евгеньевич – заместитель начальника производственно-технического отдела ФГУ «ВерхнеОбьрегионводхоз»

14:05 – 14:25

5.

Изменение законодательства в сфере водоотведения (вступающие в силу с 01 января 2019 года нормы Федерального закона от 29.07.2017 №225-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Докладчик: Коновалова Татьяна Владимировна – начальник отдела надзора за водными ресурсами Департамента Росприроднадзора по СФО

14:25 – 14:35

6.

Особенности перехода на технологическое нормирование централизованных систем водоотведения»

Докладчик: Багаев Юрий Георгиевич – главный инженер МУП г.Новосибирска «Горводоканал»

14:35 – 14:45

7.

Заключение договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, по обращению заявителя с целью отстоя судов.

Докладчики:

1) Мершина Галина Ивановна – заместитель руководителя - начальник отдела водных ресурсов по Томской области;

2) Мешков Павел Анатольевич – первый заместитель руководителя – главный инженер ФБУ «Администрация Обского бассейна внутренних водных путей»

14:45 – 15:15

8.

Внесение сведений о местонахождении береговых линий (границ водного объекта), границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов в государственный водный реестр.

Докладчик: Мальцев Владимир Степанович – начальник отдела водного хозяйства Верхне-Обского БВУ

15:15 – 15:25

9.

Реестр водных объектов на основе ГИС-технологий.

Докладчик – Жоров Виктор Алексеевич – главный инженер ООО «Центр инженерных технологий»

15:25 – 15:35

10.

Разное.


15:35 – 15:50

11.

Формирование повестки следующего заседания бассейнового совета, места и времени его проведения.

Докладчик – Борисенко Василий Иванович – руководитель Верхне-Обского БВУ

15:50 – 16:00


Заседание открыл и обратился с приветственным словом к участникам заседания заместитель Председателя бассейнового совета Кормаков Владимир Иванович – заместитель руководителя – начальник отдела водных ресурсов по Алтайскому краю Верхне-Обского БВУ.

Для обсуждения и принятия решений по вопросам заседания бассейнового совета предложил участникам мероприятия ознакомиться с раздаточным материалом.

На заседании присутствуют 21 из 39 членов бассейнового совета Верхнеобского бассейнового округа. Заседание считается правомочным.

По пункту 3 повестки заседания выступали:


Мунатов Е.А.– доложил о водоохранной и водохозяйственной деятельности в Республике Алтай.

В 2018 году в рамках водоохраной деятельности за счет субсидий на софинансирование мероприятий по восстановлению и экологической реабилитации водных объектов, утративших способность к самоочищению, продолжаются работы по мероприятию «Экологическая реабилитация озера Манжерокское в Республике Алтай». На 2018 год в соответствии с соглашением о предоставлении субсидии из федерального бюджета планировалось освоение средств в объеме 39,153 млн. рублей, в том числе из федерального бюджета 34,056 млн. рублей. В настоящее время профинансированы и освоены средства в объеме 29,4 млн. рублей, в том числе за счет ФБ – 25,57 млн. рублей, средств субъекта 3,83 млн. рублей.

За счет субвенций на мероприятия по определению береговых линий, границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов на 2018 год предусмотрена сумма 8,27 млн. рублей.Выполнены 3 мероприятия на сумму 2,24 млн. рублей: р. Катунь от с. Соузга до с. Долины Свободы, р. Катунь от истока до с. Чемал, р. Лебедь от устья реки Байголдо с. Лебедское. По 8 мероприятиям заключены контракты на сумму 2,363 млн. рублей: рекиИша, Малая Иша, Чарыш, Чуя, Бия, Урсул, оз.Манжерокское и Каракольские озера. Снижение расходов из федерального бюджета, по вторично проведенным торгам, составило 3,671 млн. рублей.

В рамках водохозяйственной деятельности в 2018 году за счет субсидий из федерального бюджета на софинансирование объектов капитального строительства выполняются работы по объекту «Инженерная защита г. Горно-Алтайска р. Майма Республика Алтай». Выполненные работы в 2018 году: возведение дамб – 17,031 тыс. куб. м., каменная наброска – 1,397 тыс. куб. м., устройство габионов – 0,436 тыс. куб. м. Степень технической готовности – 50,3 %. В связи с нарушением АО «Сибмост» сроков выполнения работ, некачественным выполнением работ, неисполнения предписаний и распоряжений Заказчика принято решение об одностороннем отказе от исполнения по муниципальному контракту № 2015.ОК-01 от 05.10.2015г. Провести аукцион по отбору нового подрядчика в 2018 г. не представляется возможным. Правительством Республики Алтай направлено обращение в Росводресурсы о перераспределении остатка 2018 г., в размере 142,871 млн. рублей на другие объекты капитального строительства, с последующим возвратом в 2019-2020 годах. В настоящее время, подписано парафированное соглашение о предоставлении субсидий на 2019-2020 годы, где возвращенные средства перераспределены по годам:

- 2019 год – 92,158 млн. рублей, в том числе за счет ФБ – 86,674 млн. рублей; за счет РБ – 5,484 млн. рублей.

- 2020 год – 212,653 млн. рублей, в том числе за счет ФБ – 200,0 млн. рублей, за счет РБ - 12,653 млн. рублей.

За счет субсидий из федерального бюджета выполняются работы по объекту «Капитальный ремонт противопаводковой дамбы на р. Чарыш в с.Усть-Кан Усть-Канского района Республики Алтай». Выполнена и оплачена (5,506 млн. рублей) досыпка дамб до проектных отметок объемом 10,54 тыс. м3 и крепление берегового откоса – 2,63 тыс.м3.

Завершены работы по расчистке и углублению русла реки Саракопшав с. Ынырга, Чойского района. Объем финансирования в 2018 году – 0,024 млн. рублей.

Выполняются работы по расчистке и углублению русла реки Кутергенс. Усть-Кан, Усть-Канского района Республики Алтай. Стоимость мероприятия в соответствии с контрактами 7,241 млн. рублей, на 2018 год – 5,07 млн. руб.

Выполняются работы по разработке проекта «Расчистка, углубление и спрямление русла реки Бол. Улаган в с.Улаган Улаганского района». Объем финансирования 1,96 млн. рублей. Проектно-сметная документация сдана на государственную экспертизу.

Всего на осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий предусмотрены средства в объеме 7,057 млн. рублей.

В 2018 году выполняется определение границ зон затопления и подтопления водных объектов в селах Чаган-Узун и Шебалино. Объем финансирования 1,8 млн. рублей, с завершением в 2019 году.

Всего на водохозяйственную деятельность в Республике Алтай на 2018 год предусмотрены средства в объеме 31,508 млн. рублей (с учетом возврата по инженерной защите г. Горно-Алтайска), в настоящее время освоение составило 23,192 млн. рублей, процент освоения составляет 73,7%.

Клименко В.А. – доложил о водоохранной и водохозяйственной деятельности в Алтайском крае, о мероприятиях, которые предотвращают негативные воздействия вод, а также о рациональном использование и охране водных объектов.

Водоохранная деятельность осуществляется в рамках регионального государственного экологического надзора в области использования и охраны водных объектов. Инспекторами совместно с прокуратурой, органами местного самоуправления и другими заинтересованными органами проведены более 400 рейдовых мероприятий по выявлению нарушений по использованию водоохранных зон (ВЗ) и прибрежных защитных полос (ПЗП) водных объектов. В зимний период (январь-март) выявлено 22 нарушения гражданами (рыбаки) – это стоянка и движение автомобилей в ВЗ и ПЗП. В летний период основными нарушениями являются стоянка, движение и мойка транспортных средств. Всего за 2018г. инспекторами выявлено 6 правонарушений за самовольное занятие водного объекта, 10 нарушений водоохранного режима на водосборах водных объектов, 22 нарушения за стоянку движение и мойку транспортных средств, 7 нарушений в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за ограничения доступа граждан к водным объектам общего пользования. Итого за 2018г. было выявлено 45 административных правонарушений более чем на 300,0 тыс.руб. Совместные проверки на территории Алтайского края будут продолжены.

Водохозяйственная деятельность: в период март-апрель текущего года в связи с большой глубиной промерзания грунта и вследствие резкого повышения среднесуточных температур и продолжительных ливней, повлекших за собой интенсивное склоновое снеготаяние в горной местности Алтайского края, произошло заиление и захламление русел рек с образованием многочисленных заторов на малых и средних реках края. В результате в зону негативного воздействия вод попало 38 муниципальных объектов. По результатам проведенных обследований затопленных территорий были определены необходимые мероприятия по устранению последствий прохождения паводков. Основной задачей является проведению работ по расчистке, спрямлению и дноуглублению заиленных участков рек в 5 населенных пунктах. В первую очередь необходимо выполнить работы в Солонешенском и Краснощековском районах. Обосновывающие материалы на разработку ПСД готовы и прошли защиту в Росводресурсах. Предлагается провести работы по регулированию русел рек Пашенка, Сибирячиха, Березовка, Быстрая в селах Солонешное, Сибирячиха, Березовка и КарповоСолонешенского района (6,85км), реки Маралихав с. Усть-Козлуха Краснощековского района (2,2км). В дальнейшем необходимо разработать ПСД по регулированию малых рек в Алтайском, Смоленском и Чарышском районах.

В настоящее время в соответствии с соглашением о предоставлении субсидий из федерального бюджета ведутся работы по инженерной защите от наводнения с.Чарышское Чарышского района и с.Быстрянка Красногорского района со сроком реализации 2018-2019гг. Предусматривается возведение защитных дамб общей протяженностью 9,4км.

В 2018г. получены положительные заключения государственной экспертизы на ПСД «Капитальный ремонт ГТС в с.Зеленый Луг Родинского района» и «Капитальный ремонт правобережной ограждающей дамбы на р.Тальменка у с.Тальменка Тальменского района». Реализация мероприятий намечена на 2019-2020гг.

Ткаченко О.В. – дополнительно сообщил, что по мероприятию «Инженерная защита от наводнения с.Чарышское Чарышского района», общей стоимостью 137,0 млн.руб, с лимитом 92,0 млн.руб. на 2018г. не освоено около 35,0-40,0 млн.руб. Основная часть работ выполнена. Работы приостановлены в связи с разработкой нового карьера с нужной фракцией камня. Предприняты меры по снижению объемовневыполненных работ.


Марченко Ю.Ю. – доложил о водоохранной и водохозяйственной деятельности по зоне деятельности министерства природных ресурсов и экологии Новосибирской области в 2018 году:

- исполнение полномочий администратора доходов федерального бюджета, поступающих от платы за пользование водными объектами: за 2017г план – 135,7 млн.руб., факт – 168,2 млн.руб., выполнение 124%; за 2018г план-160,7 млн.руб., факт – 191,5 млн.руб., выполнение 119%;

- осуществление мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Новосибирской области: определение и закрепление на местности границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос рек Омь и Камышенка со сроком реализации 2018-2019 гг.; расчистка озер Половинное в селе Половинное Краснозерского района Новосибирской области (I этап) и Довольное в Доволенском районе Новосибирской области, со сроком реализации 2018-2021 гг.; расчистка реки Баган в черте с. Довольное в Доволенском районе Новосибирской области, со срок реализации 2018-2019 гг.;

- капитальный ремонт гидротехнического сооружения на реке Тула в с. 8-е марта Новосибирского района;

- проведение мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности: строительство водозащитных дамб на реке Бердь в р.п. Маслянино в районе ул. Ягодная;

- строительство берегоукрепительных сооружений Новосибирского водохранилища на территории Новосибирской области: строительство берегоукрепительных сооружений (3,17 км) в районе села Красный Яр Ордынского района (стоимость - 149,35 млн. руб.), срок реализации 2019-2021; строительство берегоукрепительных сооружений (2,84 км) в районе с. Береговое Новосибирского района (стоимость - 173,39 млн. руб.), срок реализации 2019-2021.


Козионова Е.В. - доложила о водоохранной и водохозяйственной деятельности в 2018 году по Кемеровской области:

- определение границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос р.Томь и её притоков в границах населенных пунктов Мысковского городского округа, Новокузнецкого, Крапивинского, Кемеровского, Топкинского, Яшкинского и Юргинского муниципальных районов Кемеровской области(реализация мероприятия 2017-2018 гг). Общая протяженность, с учетом двух берегов, составляет 789,661 км. Стоимость 9,5 млн. рублей, в том числе: 2017г. – 9,25 млн. рублей, 2018г. – 0,25 млн. рублей. Объект работ представлен 102 водотоками из которых 46 водных объектов включено в ГВР и 56 водных объектов отсутствует в ГВР. На прилегающих к водным объектам землях расположено 79 населенных пунктов, садоводческие товарищества, места организованной и неорганизованной рекреации;

- определение границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос р. Кондома и её притоков в границах населенных пунктов и их окрестностей Таштагольского и Новокузнецкого муниципальных районов, Калтанского и Осинниковского городских округов Кемеровской области (реализация мероприятия 2018г). Общая протяженность, с учетом двух берегов, составляет 538,3 км. Стоимость 3,4 млн. рублей.

- расчистка русла р.Аба на территории г. Новокузнецка (плановый период реализации 2018 – 2020гг.). В зависимости от существующих ландшафтных характеристик и инфраструктуры, выделены 10 характерных участков реки Аба на территории г. Новокузнецка протяженностью 17,8227 км. На данных участках выделено 50 захваток (участков расчистки), общей протяженность 7 880,5 м. Площадь защищаемой территории – 23,656 га; численность защищаемого населения – 938 чел.; вероятный предотвращаемый ущерб – 557,45 млн. руб.; экономическая эффективность – 5,7;

- капитальный ремонт гидротехнических сооружений пруда № 13-12-1 (478) на р. Голодаевка в с. Ариничево Ленинск-Кузнецкого муниципального района. Срок реализации 2017 – 2018 годы. Гидротехнические сооружения бесхозяйные, в настоящее время начата процедура оформления их в муниципальную собственность. Капитальный ремонт завершён в полном объёме в сентябре 2018 года, объект принят комиссией в составе уполномоченных представителей. Площадь защищаемой территории – 0,388 кв. км (38,8 га); численность защищаемого населения – 27 чел.; вероятный предотвращённый ущерб в случае аварии ГТС – 34,179 млн. руб.; протяженность автомобильных дорог в зоне сильных разрушений – 0,27 км; протяженность автомобильных дорог в зоне средних разрушений – 0,6 км; коэффициент экономической эффективности – 2,27;

- защитная дамба на р. Кондома в Калтанском городском округе. Протяженность – 1,78км. Площадь защищаемой территории – 5,748 кв. км (574,8 га); численность защищаемого населения – 2305 чел.; вероятный предотвращённый ущерб в ценах года получения положительного заключения государственной экспертизы ПСД – 1 536,7 млрд. руб.; протяженность автомобильных дорог в зоне сильных разрушений – 5 км; коэффициент экономической эффективности – 5,47;

- на 2018 год запланировано строительство и реконструкция 12 очистных сооружений предприятиями: ЗАО «Стройсервис», ООО «ММК-Уголь», АО «УК «Кузбассразрезуголь», АО «СУЭК-Кузбасс», АО ХК «СДС-Уголь». Построены очистные сооружения: ООО «Разрез Березовский»,ООО «Разрез «Бунгурский Северный», ООО «Разрез Кийзасский»,АО «УК «Кузбассразрезуголь». Реконструированы очистные сооружения: АО «СУЭК-Кузбасс» ПЕ «Шахта им. А.Д. Рубана», ООО «ММК-Уголь» Шахта «Костромовская», АО «Луговое»;

- объем сброса загрязненных сточных вод сократился в 1,8 раза; объем нормативно-очищенных сточных вод увеличился более чем в 30 раз; мощность очистных сооружений в 2017 году по сравнению с 2016 годом увеличилась на 39,1 млн. м3. К 2024 году планируется сокращение объема загрязненных сточных вод на 25% по отношению к 2017 году;

- мероприятия по компенсации ущерба, причиненного водным объектам: выпуск 645 тыс. экз. рыб предприятиями Кемеровской области в водные объекты, оснащение электростанций рыбозащитными устройствами;

- мероприятия по выявлению и ликвидации мест несанкционированного размещения отходов в водоохранных зонах водных объектов: выявлено 71 место захламления в водоохранных зонах водных объектов, ликвидировано 66 мест захламления.


Кривов М.А. – доложил о водоохранной и водохозяйственной деятельности в 2018 году по Томской области:

- заключено 7 государственных контрактов на проведение работ по определению местоположения береговых линий, границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос 21 водного объекта. Установлены: границы береговых линий - 3 220 км, границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос - 3 037 км. Стоимость работ – 6 070,45 тыс. руб;

- восстановление и экологическая реабилитация пруда Позднеевского и пруда Мирнинского Томского района. Площадь – 4,32га. Донные отложения 10 тыс. тонн. Улучшение экологических условий проживания населения 1,52 тыс. человек;

- ведется государственный мониторинг участков русел рек Томь (в районе с. Вершинино,
пос. Орловка, г. Северска, остров Чернильщиковский), р. Чулым и р. Черная;

- определение границ зон затопления и подтопления на территории Томской области на р.Томь в 24 населеных пунктах.

- установление границ и режима зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения на территории Томской области: сведения о границах и режиме ЗСО внесены в государственный кадастр недвижимости - 33 скважины, установлены границы и режим ЗСО - 718 скважин.


Иванов К.Е. (по 3 и 4 вопросам повестки заседания)– доложил о водоохранной и водохозяйственной деятельности ФГУ «ВерхнеОбьрегионводхоз» (далее – Учреждение) за 2018г:

- предотвращение истощения водных объектов, ликвидация загрязнения и засорения: в рамках выполнения Государственного задания, Учреждением ведутся работы по уборке древесного хлама и бытового мусора на Новосибирском водохранилище. Объём вывезенного с берегов мусора и древесного хлама 2016г – 2680м3, 2017г – 1456м3, 2018г – 1408м3. В рамках проведения года Волонтёра Учреждением было проведено 9 субботников с привлечением добровольцев по уборке наиболее загрязнённых мест отдыха на Новосибирском водохранилище;

-водохозяйственные мероприятия, направленные на снижение негативного воздействия вод: подготовлены обосновывающие материалы по двум водохозяйственным мероприятиям - «Расчистка, дноуглубление и спрямление русла р. Иша в районе с. Советское Чойского района Республики Алтай» и «Регулирование русла реки Ануй на территориях Солонешенского и Петропавловского районов Алтайского края»;

-завершены работы по капитальному ремонту дамбы берегоукрепления р.Катунь в п.Лесной Бийского района Алтайского края.

-ведение государственного мониторинга Новосибирского водохранилища: наблюдение за состоянием Новосибирского водохранилища по гидрохимическим и гидробиологическим показателям; наблюдение за состоянием берегов Новосибирского водохранилища; осуществления наблюдений за состоянием гидротехнических сооружений, находящихся в оперативном управлении Учреждения; наблюдение за состоянием водоохранной зоны Новосибирского водохранилища.

В соответствии с действующей программой мониторинга предусмотрен отбор проб в 17 точках водохранилища, а также дополнительные точки в соответствии с приказом по паводку. В 2018 г. было отобрано 154 проб воды, проведено 5345 элементоопределений. В новую программу мониторинга на 2019-2020г. включены дополнительные точки отбора проб воды, их количество увеличилось до 43 точек, при этом будет осуществляться отбор 160 проб, 4898 элементоопределений.

Разрушение берегов Новосибирского водохранилища характерно для всех населённых пунктов, расположенных в нижней части водохранилища. Эта проблема актуальна для 10 населённых пунктов: Чингисы, Абрашино, Антоново, Спирино, Ордынское, Красный Яр, Малетино, Тула, Ерестная, Кирза. Переработка по результатам мониторинга за 2017-2018 гг. составила от 0 до 3,7 м/год.

Выполняется мониторинг состояния берегоукрепительных сооружений в соответствии с графиком. Все изменения состояния ГТС фиксируются, отслеживается динамика изменения состояния сооружений.

На 2019 г. запланировано проведение комплексного мониторинга водоохранных зон, включая оценку загрязнённости бытовым мусором. Планируется разделить водоохранную зону на участки, после их обследования выделить подвергающиеся наибольшему антропогенному воздействию.

В 2018 г. была выполнена оценка объёмов древесного мусора, находящегося по берегам и на отмелях Новосибирского водохранилища:ориентировочный объём древесного хлама оценивается в 40053 куб.м. Учреждением ежегодно убирается с берегов около 3,0 % от данного объёма;

Поддержание информационных знаков в надлежащем техническом состоянии: проведено обследование знаков ВОЗ и ПЗП на Новосибирском водохранилище. По результатам мониторинга, из установленных в 2014 г. 328 знаков отсутствовало 43 знака. В 2018г. Учреждением был закуплен материал и выполнено восстановление 43 двухсторонних знаков ВОЗ/ПЗП. Стоимость работ составила(со стоимостью материалов)205660 руб.

В 2018г выполнено обследование 68 знаков,15 из которых отсутствовала. В 2019г. планируется продолжить работы по восстановлению информационных знаков.

Выполнены текущие ремонты ГТС:

- «Берегоукрепительные сооружения Новосибирского водохранилища (участок 1-4 км правого берега)»: выполнены работы по текущему ремонту двух участков ГТС, произведена подсыпка искусственного песчаного пляжа на участке с ПК 11+05 по ПК 14+94 (389 м). Для отсыпки на объект доставлено 3421,4 т песка (около 2281 м3), произведены работы по планировке и формированию искусственного песчаного пляжа;

- «Берегозащитные сооружения (94-97 км) правого берега Новосибирского водохранилища»: проводились работы по текущему ремонту берегоукрепительных сооружений, отсыпан участок левобережного банкета ПК18+60-ПК18+80 на левом берегу р. Сосновка. Для отсыпки банкета было завезено 397,9т. бутового камня.

РЕШИЛИ:


1. Принять информацию к сведению.

2. Уполномоченным органам исполнительной власти Субъектов РФ, ФГУ «ВерхнеОбьрегионводхоз» обеспечить выполнение планов объемов работ 2018 года по предотвращению негативного воздействия вод и охране водных объектов.

3. ФГУ «ВерхнеОбьрегионводхоз» продолжить работы по мониторингу состояния береговой линии, водоохранной зоны и берегоукрепительных сооружений Новосибирского водохранилища в соответствии с графиком. Представить в Верхне-Обское БВУ предложения по некапитальной стабилизации участков береговой линии Новосибирского водохранилища(срок – 1 квартал 2019 года). Продолжить уборку топляка и принять дополнительные меры по сокращению его объёмов.


По пункту 5 повестки заседания:


Коновалова Т.В. – в настоящее время отсутствуют официальные разъяснения, вступающих в силу с 01 января 2019 года норм Федерального закона от 29.07.2017 №225-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и применение изменений законодательства в сфере водоотведения не представляется возможным.

По пункту 6 повестки заседания:

Багаев Ю.Г. – представил доклад об особенностях перехода на технологическое нормирование централизованных систем водоотведения. Обозначил изменения в Федеральный закон №7 «Об охране окружающей среды» в п. 5 статьи 23. Проинформировал по комплексному экологическому разрешению. Предоставил среднегодовые значения (концентрации) технологических показателей для сточных вод поселений, городских округов, сбрасываемых в водные объекты после очистки относительно категорий.



РЕШИЛИ:

1. принять информацию к сведению

2. по пункту 5 и 6 рассмотреть предложенные к рассмотрению вопросы на следующем заседании Бассейнового совета.



По пункту 7 повестки заседания:

Мершина Г.И. – в своем выступлении подняла вопрос о заключении договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, по обращению заявителя с целью отстоя судов.

Мешков П.А. – подвел итоги, дав определения понятиям «стоянка судна» и «отстоя судна», в соответствии с законодательными актами

В обсуждении приняли участие: Кормаков В.И, Коновалова Т.В.

РЕШИЛИ:

1. Принять информацию к сведению.

2. Департаменту Роспроднадзора по СФО проработать вопрос об использовании поверхностных водных объектов для стоянки судов вне границ речного порта, и представить сообщение на следующем бассейновом совете.


По пункту 8 повестки заседания:


Мальцев В.С. - отметил, что кроме соответствующих постановлений Правительства РФ по береговой линии и ВЗ и ПЗП основными нормативными документами, регламентирующими внесение в ГВР сведений о ВЗ и ПЗП, являются постановление Правительства РФ от 31.12. №1532, подготовленное Росреестром и устанавливающее порядок внесения сведений в ЕГРН, и приказ Минэкономразвития от 23.03.2016 № 164.В этих нормативных документах имеются нестыковки и неопределенности, методические указания по порядку оформления материалов для внесения в ГВР отсутствуют. Верхне-Обское БВУ обобщило требования всех нормативных документов в письмах от 09.08.2018уполномоченным природоохранным органам субъектов РФ, в которых оформлен порядок представления сведений для направления в ФГБУ РосИНИВХЦ.

Прокомментировал основные причины затягивания процесса внесения сведений в ГВР:

- неправильно или неполностью оформленный заказчиками представляемый пакет материалов;

- несоответствие названий и длины (площади) водных объектов в материалах их названиям и характеристикам в ГВР;

- необходимость внесения изменений в ГВР по названиям водных объектов и их длине.

Изложил позицию Верхне-Обского БВУ по внесению сведений в ГВР:

1. Есть форма 2.13-гвр, она должна заполняться ФГБУ РосИНИВХЦ в первую очередь по материалам, направляемым для внесения в ГВР;

2. В форме 2.13-гвр дополнительно указываются адреса, где хранятся материалы по разработке границ ВЗ и ПЗП;

3. Весь пакет материалов по ВЗ и ПЗП вносить в ГВР нецелесообразно.

В обсуждении принял участие: Кривов М.А.

РЕШИЛИ:


  1. Субъектам РФ при подготовке ТЗ по проектам ВЗ и ПЗП предварительно согласовывать с Верхне-Обским БВУ перечни водных объектов, в первую очередь, длиной 10 км и более;

  2. Верхне-Обскому БВУ совместно с Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области подготовить письмо в Росводресурсы о необходимости корректировки регламента ФГБУ РосИНИВХЦ по внесению в ГВР материалов по ВЗ и ПЗП в части сокращения сроков их рассмотрения, о подготовке ФГБУ РосИНИВХЦ методических указаний (регламента) о порядке подготовки и оформления материалов по береговой линии, ВЗ и ПЗП, зонам затопления, подтопления для их внесения в ГВР.

3.Верхне-Обскому БВУ в рабочем порядке подготовить рекомендации (до разработки методики) для включения в ТЗ при разработке документации по определению береговой линии и границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос в соответствии требованиям ФГБУ РосИНИВХЦ при внесении сведений в ГВР и довести Уполномоченным органам исполнительной власти Субъектов РФ.


По пункту 9 повестки заседания:


Жоров В.А. – сообщил о проблемах ГВР: отсутствие привязки к цифровой картографической основе; катастрофическая неполнота водного реестра в сравнении с существующей речной сетью; под влиянием естественных природных процессов и антропогенных изменений в очертаниях речной сети и ее состоянии за прошедшие с момента создания «Гидрологической изученности» годы произошли и постоянно происходят существенные изменения; на картах разного масштаба и разных лет издания один и тот же водоток может иметь абсолютно разные названия; поскольку отсутствует единая картографическая основа реестра водных объектов, идентификация точек сброса предприятий и точек водозабора затруднена, и, зачастую, попросту невозможна.

Отметил актуальность создания цифровой векторной топоосновы единого масштаба, на которой создаются различные рабочие слои для решения водохозяйственных задач: створы мониторинга, точки сбросов сточных вод, водозаборы, пруды и водохранилища, гидротехнические сооружения, степень антропогенных изменений и т.д. Использование существующей цифровой картографической основы Роскартографии в качестве картографической базы реестра водных объектов без дополнительной специальной обработки невозможно по причине отсутствия у неё ряда необходимых характеристик линейных водных объектов. Необходимо проверить: правильность направления речной сети, состыковку фрагментов одного объекта, присутствие линии фарватера для полигональных рек, единственность русла реки (не допускается разветвление русла).

Рельеф 1:100 000, совмещенный с векторной речной сетью 1:25 000 позволяют сгенерировать «псевдорельеф» 1:50 000. Все это не является секретным и может быть в свободном доступе. Подобнаятопооснова с дополнительными слоями создана на территорию Кемеровской области.

Базы данных плюс программное обеспечение для работы с ними вместе образуют ГИС «Водный реестр». Подобный продукт создан ранее на территорию Алтайского края. На территорию Верхне-Обского БВУ он может быть создан за 2-3 года (в зависимости от ТЗ) Ориентировочная стоимость работ 20 млн. руб.


В обсуждении принял участие: Жерелина И.В., Кривов М.А.

РЕШИЛИ:

1. Принять информацию к сведению. Одобрить предлагаемое программное обеспечение для дальнейшей разработки и прикладного применения при ведении ГВР.



По пункту 10 повестки заседания докладов не было.

По пункту 11 повестки заседания

РЕШИЛИ:

Следующее заседание бассейнового совета провести в мае 2019 года.С местом проведения заседания и предложений в повестку дня определиться в рабочем порядке.



Заместитель председателя бассейнового совета В.И. Кормаков